125 приказ

Источник: ИС Параграф WWW http:///online.zakon.kz

 

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125
Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

изменениями и дополнениями по состоянию на 09.02.2018 г.)

 

В заголовок и в пункт 1 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 30.01.17 г. № 36

 

В соответствии с подпунктом 19 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 25.12.09 г. № 590 (см. стар. ред.); приказом Министра образования и науки РК от 10.02.11 г. № 44 (см. стар. ред.); изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 04.04.12 г. № 142 (см. стар. ред.)

  1. Утвердить прилагаемые:

1) Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, согласно приложению 3 к настоящему приказу.

  1. Департаменту высшего и послевузовского образования (Омирбаеву С.М.):

1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

  1. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 сентября 2006 года № 481 «Об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4394).
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.
  3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

 

 

Министр Ж. Туймебаев

 

Типовые правила изложены в редакции приказа Министра образования и науки РК от 16.11.16 г. № 660 (см. стар. ред.); приказа Министра образования и науки РК от 06.06.17 г. № 265 (см. стар. ред.)

Утверждены

приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 18 марта 2008 года № 125

 

 

Типовые правила
проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Настоящие Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
  2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

1) оценивание — процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев;

2) критерии оценивания — признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений обучающихся;

3) текущий контроль успеваемости обучающихся — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая педагогом на текущих занятиях, в соответствии с общеобразовательной учебной программой;

4) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

5) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (далее — ГОСО);

6) суммативное оценивание — вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, учебный год), а также изучения разделов (сквозных тем) в соответствии с учебной программой;

7) модерация — процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания;

8) ожидаемые результаты обучения — совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения;

9) формативное оценивание — вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и педагогом и позволяет совершенствовать образовательный процесс.

 

 

Глава 2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся

 

Пункты 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 вводятся в действие с 1 сентября 2017 года для 3, 4, 6, 8, 9, 10 и 11 (12) классов и действуют до 1 сентября 2018 года для 3, 6, 8 и 10 классов и до 1 сентября 2019 года для 4, 9 и 11(12) классов

  1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с первой четверти (полугодия) учебного года во 2-11 (12) классах учителями по всем учебным предметам.

В первом полугодии 1 класса оценки за уровень усвоения учебного материала не выставляются.

  1. Годовая оценка по предметам обучающихся 1-11 (12) классов выставляется на основании четвертных (полугодовых) оценок.

Итоговая оценка по предметам обучающихся в 5-11 (12) классов выставляется на основании четвертных, годовых и экзаменационных оценок.

Пересмотр четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок не допускается.

  1. Для обучающихся 2-4 классов, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по одному или двум предметам, повторно организуются контрольные работы в форме устных, письменных или тестовых заданий. По итогам контрольных работ при получении оценок «3», «4», «5» обучающиеся переводятся в следующий класс.
  2. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные годовые оценки по одному или двум предметам, допускаются к промежуточной аттестации.

Обучающиеся 2-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные годовые оценки по трем и более предметам, не допускаются к промежуточной аттестации, оставляются на повторный год обучения.

Обучающиеся 1 классов на повторный год обучения не оставляются, за исключением обучающихся, которые оставлены по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации и по согласованию с родителями или законными представителями ребенка.

  1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 5-8 (9), 10 (11) классах до 31 мая, после завершения учебного года. Перечень учебных предметов (не более двух), формы и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются решением педагогического совета школы (далее — педсовет).
  2. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по одному или двум предметам, подлежат повторной промежуточной аттестации по этим предметам. На период летних каникул данным обучающимся даются учебные задания по соответствующим предметам.
  3. Повторная промежуточная аттестация проводится не ранее 3-х недель после завершения учебного года. В случае получения при повторной аттестации неудовлетворительных итоговых оценок, обучающиеся оставляются на повторное обучение.
  4. Из 2-8 (9), 10 (11) классов в следующий класс переводятся обучающиеся, имеющие годовые и итоговые оценки «3», «4», «5» по всем учебным предметам.
  5. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие годовые оценки «5» по всем учебным предметам, в следующий класс переводятся без экзаменов.

 

 

Глава 3. Порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся по обновленному содержанию среднего образования

 

Пункты 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 и 32 вводятся в действие с 1 сентября 2017 года для 1, 2, 5 и 7 классов, с 1 сентября 2018 года для 3, 6, 8 и 10 классов, с 1 сентября 2019 года для 4, 9 и 11 (12) классов

  1. Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется в форме формативного и суммативного оценивания.

Пункт 13 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. Формативное оценивание проводится для мониторинга достижений обучающимися целей обучения и дальнейшего выстраивания дифференцированной работы на уроке, включая итоги выполненной домашней работы и рекомендации педагога в письменной форме (в тетрадях или дневниках) или устно.

Типовые правила дополнены пунктом 13-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

13-1. При формативном оценивании педагог самостоятельно определяет количество обучающихся и частоту предоставления обратной связи.

Типовые правила дополнены пунктом 13-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

13-2. Результаты формативного оценивания не требуют распечатывания и дальнейшего хранения.

Предоставление результатов формативного оценивания осуществляется в тетрадях, в которых выполнена оцениваемая работа.

Пункт 14 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении четверти, изучения разделов (сквозных тем).

Суммативное оценивание проводится с третьей четверти в 1 классе, с первой четверти учебного года во 2-11 (12) классах.

Типовые правила дополнены пунктом 14-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-1. По результатам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (далее — СОР) обучающимся выставляются баллы, которые учитываются при оценивании учебных достижений за четверть.

Типовые правила дополнены пунктом 14-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-2. Максимальный балл за СОР, форма (контрольная, практическая или творческая работа, проект, устный опрос, эссе), урок проведения СОР и время на выполнение СОР не регламентируются.

Типовые правила дополнены пунктом 14-3 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-3. При выставлении итогового балла за СОР и суммативные работы за четверть не учитываются помарки, а также качество оформления условий учебных заданий и задач.

Типовые правила дополнены пунктом 14-4 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-4. При учебной нагрузке 1 час в неделю СОР проводится не более двух раз в четверти.

Типовые правила дополнены пунктом 14-5 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-5. Разделы/сквозные темы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении трех и более разделов/сквозных тем в четверти.

СОР проводится один раз во второй половине четверти, не менее чем за две недели до ее завершения, при изучении одного раздела (сквозной темы) в четверти. Разрешается его проведение в два этапа.

Типовые правила дополнены пунктом 14-6 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-6. Допускается проведение суммативных работ за четверть по трем предметам в один день с учетом уровня сложности учебных предметов. Они не проводятся в последний день завершения четверти.

Типовые правила дополнены пунктом 14-7 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-7. При оценивании обучающихся на дому учитель разрабатывает дифференцированные и/или индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки обучающегося на дому и изученного им учебного материала.

Типовые правила дополнены пунктом 14-8 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

14-8. При оценивании обучающихся с особыми образовательными потребностями учитель использует дифференцированные и/или индивидуальные задания, а также вносит изменения в критерии оценивания с учетом особенностей обучающегося.

Пункт 15 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. По предметам «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Общество и религия» суммативное оценивание не проводится.

В конце четверти («Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование»), полугодия («Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Общество и религия») и учебного года по указанным предметам выставляется «зачет» («незачет»).

  1. Задания суммативного оценивания выполняются обучающимися и содержат пройденный ими материал в соответствии с Типовыми учебными программами по общеобразовательным предметам, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8424).
  2. Задания формативного и суммативного оценивания составляются педагогами самостоятельно.
  3. Суммативное оценивание по языковым предметам проводится по четырем видам речевой деятельности (аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо). Оценивание навыков аудирования (слушания) и говорения проводится на уроках в течение недели, на которую запланировано проведение суммативного оценивания.
  4. Для обеспечения объективности и прозрачности оценивания результатов обучения обучающихся по учебным предметам, по которым проводится суммативное оценивание за четверть в письменной форме, педагогами проводится модерация.

По итогам модерации суммативные работы обучающихся за четверть, баллы которых подлежат изменению, перепроверяются. Балл за суммативную работу за четверть по итогам модерации изменяется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Пункт 20 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. Обучающийся при отсутствии (по состоянию здоровья, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов (научных соревнованиях)) проходит суммативное оценивание по индивидуальному графику.
  2. При отсутствии результатов суммативного оценивания за раздел (сквозную тему) и четверть обучающийся является временно не аттестованным.
  3. Суммативные работы обучающихся за текущий учебный год хранятся в школе в течение одного учебного года.

Пункт 23 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. Результаты суммативного оценивания обучающихся в виде баллов выставляются в журнал (бумажный/электронный) и переводятся в четвертную и годовую оценки по шкале перевода баллов согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
  2. Информация по итогам формативного и суммативного оценивания предоставляется обучающимся, родителям или законным представителям ребенка в бумажном или электронном формате.

Результаты формативного оценивания не учитываются при выставлении оценок за четверть и учебный год.

  1. Четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативного оценивания за разделы (сквозные темы) и четверть в процентном соотношении 50% на 50%.
  2. В 1 классе годовая оценка выставляется по итогам 3 и 4 четвертей на основании результатов суммативного оценивания.

Обучающиеся 1 класса не оставляются на повторный год обучения, за исключением обучающихся, которым рекомендован повторный год обучения на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и (или) по согласованию с родителями или законными представителями ребенка.

Пункт 27 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. 27. Годовая оценка по учебным предметам обучающимся 2-11 (12) классов выставляется на основании суммы результатов суммативного оценивания за разделы (сквозные темы) и четверти в процентном соотношении 50% на 50% и является итоговой оценкой.
  2. Для обучающихся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющих годовую оценку «2» по одному или двум предметам, организуется суммативное оценивание за учебный год, включающее содержание материала за учебный год, которое проводится согласно графику, составленному школой.

Обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющие годовую оценку «2» по трем и более предметам, оставляются на повторный год обучения.

При получении оценок «3», «4», «5» обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов переводятся в следующий класс.

  1. Обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов, повторно получившие оценку «2», по одному или двум учебным предметам, подлежат дополнительному суммативному оцениванию за учебный год по данным предметам.

Дополнительное суммативное оценивание проводится до начала нового учебного года.

В случае получения за дополнительное суммативное оценивание оценки «2» обучающиеся оставляются на повторное обучение.

  1. Пересмотр четвертных, годовых и итоговых оценок не допускается.

Пункт 31 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. При переводе обучающегося из одной школы в другую в течение учебного года результаты его суммативного оценивания оформляются выпиской из электронного (бумажного) журнала, заверяются подписью директора, печатью школы и выдаются вместе с личным делом обучающегося.
  2. Исключен в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

 

 

 

Глава 4. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся

 

  1. Освоение общеобразовательных учебных программ основного среднего, общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся и проводится в форме:

1) итоговых выпускных экзаменов для обучающихся 9 (10) класса;

2) государственных выпускных экзаменов для обучающихся 11 (12) класса.

  1. Итоговая аттестация обучающихся 1-8 (9), 10 (11) классов не предусмотрена.
  2. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 (10), 11 (12) классов, освоившие типовые общеобразовательные учебные программы в соответствии с требованиями ГОСО.
  3. Обучающиеся 9 (10) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы основного среднего образования, сдают четыре экзамена, один из них по выбору.
  4. Итоговая аттестация для обучающихся 9 (10) класса проводится в следующих формах:

1) письменного экзамена по родному языку и литературе (по языку обучения) (сочинение — для обучающихся школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, диктант — для остальных);

2) письменного экзамена по математике (алгебре);

3) устного экзамена по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения и устного экзамена по русскому языку в школах с казахским языком обучения;

4) устного экзамена по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, история Казахстана, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).

  1. Обучающиеся 11 (12) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, сдают итоговую аттестацию в виде пяти экзаменов, один из них по выбору.
  2. Итоговая аттестация для обучающихся 11 (12) класса проводится в следующих формах:

1) письменного экзамена по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;

2) письменного экзамена по алгебре и началам анализа;

3) устного экзамена по истории Казахстана;

4) тестирования по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения и тестирования по русскому языку в школах с казахским языком обучения;

5) тестирования по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).

Типовые правила дополнены пунктом 39-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

39-1. Итоговая аттестация для обучающихся 11 класса специализированных музыкальных школ-интернатов проводится в форме:

1) письменного экзамена по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;

2) письменного экзамена по алгебре и началам анализа.

Типовые правила дополнены пунктом 39-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47

39-2. Итоговая аттестация для обучающихся 12 класса специализированных музыкальных школ-интернатов проводится в форме:

1) устного экзамена по истории Казахстана;

2) тестирования по казахскому языку в школах с русским языком обучения и тестирования по русскому языку в школах с казахским языком обучения;

3) тестирования по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).

  1. Материалы экзаменационных работ для обучающихся 9 (10) класса готовятся управлениями образования областей, городов Астана и Алматы (далее — управления образования), для обучающихся 9 (10) класса республиканских школ и для обучающихся 11 (12) класса школ — Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее — Министерство).
  2. Обучающиеся 9 (10) класса, имеющие годовые неудовлетворительные оценки по одному и двум предметам, до проведения итоговой аттестации проходят дополнительные контрольные работы в форме тестовых или письменных заданий.

Пункт 42 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.02.18 г. № 47 (см. стар. ред.)

  1. Освобождение обучающихся от учебных предметов «Технология», (Художественный труд), «Начальная военная подготовка» («Начальная военная и технологическая подготовка») и «Физическая культура», в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, не влияет на успеваемость, допуск к итоговой аттестации, перевод в следующие классы.
  2. Выпускникам 9 (10) класса, имеющим оценки «5» по изученным предметам, подлежащим включению в приложение к аттестату об основном среднем образовании, выдается аттестат с отличием об основном среднем образовании в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39 «Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правила их выдачи» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10348) (далее — приказ № 39).
  3. Выпускникам 11 (12) классов, имеющим за время обучения в 10 (11) и 11 (12) классах годовые, итоговые оценки и оценки итоговых аттестаций «5» по изученным предметам, выдается аттестат об общем среднем образовании с отличием, утвержденный приказом № 39.
  4. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам в период учебы с 5 по 11 (12) классы и прошедшим итоговую аттестацию по завершении общего среднего образования на оценку «5», выдается аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» в соответствии с формой, утвержденной приказом № 39, и знак «Алтын белгі».
  5. Выпускникам по образовательным программам автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее — выпускники АОО «НИШ»), являющейся экспериментальной площадкой, а также победителям международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени) 2014, 2015, 2016 годов (далее — победители), выдаются сертификаты единого национального тестирования (далее — ЕНТ) на основании перевода баллов внешнего оценивания результатов обучения выпускников АОО «НИШ» и итоговых оценок победителей в баллы сертификата ЕНТ в соответствии со шкалой перевода баллов внешнего оценивания результатов обучения выпускников АОО «НИШ» и итоговых оценок победителей в баллы сертификата ЕНТ согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
  6. По результатам итоговой аттестации:

1) обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов при получении неудовлетворительных оценок по одному или двум предметам допускаются к прохождению в школе повторной итоговой аттестации по данным учебным предметам в форме экзамена;

2) обучающиеся 9 (10) класса при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам остаются на повторный год обучения;

3) обучающимся 11 (12) класса при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам выдается справка, выдаваемая лицам, не завершившим образование, в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 июня 2009 года № 289 «Об утверждении формы справки, выдаваемой лицам, не завершившим образование» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5717) (далее — приказ № 289).

По окончании следующего учебного года обучающиеся, получившие справку, выдаваемую лицам, не завершившим образование, в соответствии с формой, утвержденной приказом № 289, проходят в школе повторную итоговую аттестацию по соответствующим учебным предметам в форме экзамена.

  1. Сроки повторных итоговых аттестации устанавливают управления образования, а также районные и городские отделы образования по согласованию с управлениями образования, для обучающихся республиканских школ — Министерство.
  2. Экзаменационные материалы повторной итоговой аттестации в виде тестирования или в письменной (эссе), устной формах разрабатываются школами самостоятельно.

Обучающимся 9 (10) класса, сдавшим повторную итоговую аттестацию, выдается аттестат об основном среднем образовании, утвержденный приказом № 39.

Обучающимся 11 (12) класса, сдавшим повторную итоговую аттестацию, выдается аттестат об общем среднем образовании, утвержденный приказом № 39.

  1. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов освобождаются от итоговой аттестации приказами руководителей управлений образования, обучающиеся республиканских школ — приказом Министра образования и науки Республики Казахстан (далее — Министр) в следующих случаях:

1) по состоянию здоровья;

2) инвалиды І-II группы, инвалиды детства, дети-инвалиды;

3) участники летних учебно-тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международных олимпиадах (соревнованиях);

4) смерти близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка);

5) чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера.

  1. Приказы об освобождении обучающихся от итоговой аттестации издаются на основании следующих документов:

1) заключения врачебно-консультационной комиссии согласно форме № 035-1/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6697), для категории обучающихся указанных в подпункте 1) и 2) пункта 30 настоящих Правил;

2) выписки из решения педсовета и ходатайства школы, для категории обучающихся указанных в пункте 30 настоящих Правил;

3) подлинников и копий табелей успеваемости обучающихся (далее — табель) в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 октября 2007 года № 502 «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4991), для категории обучающихся указанных в пункте 30 настоящих Правил. Подлинники табелей после сверки с его копиями возвращаются администрации школы.

Документы, указанные в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, заверяются подписью руководителя и печатью школы.

  1. Обучающийся 9 (10) и 11 (12) классов, заболевший в период итоговой аттестации, сдает пропущенные экзамены после выздоровления.
  2. Досрочная итоговая аттестация выпускников 9 (10) и 11 (12) классов, допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительства при предъявлении подтверждающих документов и проводится в форме итоговых выпускных экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.
  3. Выпускники 11 (12) класса, выезжавшие на учебу за рубеж по линии международного обмена, и окончившие там образовательные учреждения, итоговую аттестацию за 11 (12) класс проходят в школах Республики Казахстан.

До начала итоговой аттестации решением школьной комиссии данные выпускники проходят аттестацию по предметам инвариантного компонента Типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170) не изучавшимся за рубежом.

После прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании, утвержденный приказом № 39, с учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в школах Республики Казахстан.

  1. Подготовку экзаменационных материалов для выпускников 9 (10) и 11 (12) класса, выезжающих за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительства и для выпускников 11 (12) класса, выезжающих на учебу за рубеж по линии международного обмена обучающимися осуществляет школа.
  2. Обучающиеся на период их полного курса обучения по программам международного обмена, числятся в контингенте школ Республики Казахстан, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена обучающимися.
  3. Вопрос о необходимости проведения итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями обучающихся специальных классов общеобразовательных школ решается районным, городским отделом образования или управлением образования в соответствии с медицинским диагнозом обучающихся.

Экзаменационные материалы итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях разрабатываются управлениями образования.

  1. В 9 (10) классе на диктант отводится 2 астрономических часа, на сочинение — 4 астрономических часа, на математику (алгебру) (письменно) — 3 астрономических часа (в специализированных школах физико-математического направления — 4 часа).
  2. В 11 (12) классе на эссе отводится 3 астрономических часа, на алгебру и начала анализа — 5 астрономических часа.

Для детей с особыми образовательными потребностями, которые проходят итоговую аттестацию, предоставляется дополнительное время при сдаче экзамена, согласно решения Экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся (далее — Комиссия) в соответствии с рекомендациями школы.

  1. Письменные экзамены проводятся в просторных классных помещениях, где обучающиеся 11 (12) класса садятся по одному, а обучающиеся 9 (10) класса — по одному или по двое.

Для выполнения письменных работ и подготовки к устным ответам обучающимся выдается бумага со штампом школы. Обучающиеся, выполнившие работу, сдают ее Комиссии вместе с черновиками.

Обучающиеся, не закончившие работу в отведенное для экзамена время, сдают ее незаконченной.

  1. В период проведения письменного экзамена (кроме диктанта) обучающемуся разрешается выйти на 5 минут из классного помещения. В этом случае он сдает работу Комиссии, на экзаменационной работе отмечается продолжительность отсутствия обучающегося на экзамене.

Для детей с особыми образовательными потребностями предоставляется более продолжительное время для перерыва.

  1. По окончании письменного экзамена и тестирования члены Комиссии проверяют работы обучающихся в здании школы.

Непроверенные работы сдаются на хранение руководителю школы. При проверке ошибки подчеркиваются. В эссе, за курс общего среднего образования, количество ошибок указывается отдельно.

На письменные работы по математике (алгебре), оцененные на «2» и «5», Комиссией школы даются рецензии.

Сочинение в 9 (10) классе и эссе в 11 (12) классе оценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа по математике (алгебре) за курс основного и общего среднего образования — одной.

  1. Письменные экзаменационные работы во всех классах школы начинаются в 9 часов 00 минут утра по местному времени. В исключительных случаях (при наличии в школе большого числа обучающихся) для соблюдения пунктов настоящих Правил допускается проведение экзаменов в 2-3 потока.

Пакеты с темами эссе вскрываются за 15 минут до начала экзамена в присутствии обучающихся и членов Комиссии школы.

Пакеты с материалами по математике в 9 и 11 классах вскрываются за 1 час до начала экзаменов в присутствии только членов Комиссии школы для проверки правильности условий предложенных заданий.

  1. На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).
  2. Тестирование проводится в пределах учебных предметов, определенных подпунктом 4) и 5) пункта 39 настоящих Правил, с помощью тестовых заданий, разработанных Республиканским государственным казенным предприятием «Национальный центр тестирования» (далее — НЦТ) в соответствии с ГОСО.
  3. В 11(12) классе на тестирование отводится по каждому предмету 80 минут.
  4. Проверка результатов теста осуществляется в школе Комиссией, формируемой при школе тот же день на основании предоставленных им кодов правильных ответов.
  5. Количество и форма тестовых заданий, форма листа ответов для тестирования определяются спецификацией теста в разрезе каждого предмета, профиля и языка обучения. Спецификация теста разрабатывает НЦТ.
  6. После проведения устных или письменных экзаменов, тестирования по каждому предмету в 9 (10), 11 (12) классах и переводных экзаменов в 5-8, 10 классах Комиссия в тот же день выставляет обучающимся экзаменационные и итоговые оценки и вносит их в бумажный и электронный Протокол экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам (далее — Протокол). Протокол подписывается членами Комиссии школы.
  7. При выставлении итоговой оценки обучающимся, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются четвертные (полугодовые) и годовые оценки, полученные ими в школе (классе или группе) при лечебном учреждении.
  8. Оценки, полученные обучающимися на устном экзамене, объявляются им после окончания экзамена в данном классе или группе.

На основании письменного заявления, обучающийся в присутствии председателя Комиссии школы ознакамливается с результатами проверки своей письменной работы.

  1. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов, получившие оценку «2» на очередном экзамене, допускаются к следующему экзамену.
  2. При выведении итоговых оценок по предмету надлежит руководствоваться следующим:

1) итоговая оценка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом четвертных (полугодовых) оценок за текущий учебный год (учитывается при экзаменационной оценке «4» или «5»);

2) при неудовлетворительной экзаменационной оценке не выставляется положительная итоговая оценка;

3) итоговая оценка выставляется не выше экзаменационной.

  1. При несогласии с оценкой, выставленной за письменную работу или результатом тестирования, обучающийся обращается до 13 часов 00 минут следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Комиссию, созданную при районных, городских отделах образования, управлениях образования, а также при Министерстве для обучающихся республиканских школ.
  2. Для проведения итоговой аттестации в срок до 1 февраля текущего года создается Комиссия: при школах — приказом директора школы, при районном, городском отделе образования — приказом его руководителя, при управлении образования — приказом его руководителя, при Министерстве (для республиканских школ) — приказом Министра.
  3. В состав Комиссии при школе включаются учителя-предметники и заместители директора школы (при наличии), представители общественных организаций (при наличии) и родительских комитетов. Комиссию возглавляет директор школы или лицо, заменяющее его.

Количество членов Комиссии при школе составляет не менее пяти человек при одном выпускном класс-комплекте основной и средней школы, и не менее семи человек при двух и более выпускных класс-комплектах основной и средней школы.

  1. В состав Комиссии при районном, городском отделе образования включаются ю учителя-предметники, специалисты отделов образования, представители общественных организаций и родительских комитетов, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудника отдела образования. Комиссию возглавляет руководитель отдела образования или лицо, заменяющее его.
  2. В состав Комиссии при управлении образования включаются учителя-предметники, специалисты управления образования, представители общественных организаций и родительских комитетов, средств массовой информации, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудника управления образования. Комиссию возглавляет руководитель управления образования или лицо, заменяющее его.
  3. В состав Комиссии при Министерстве включаются учителя-предметники, представители общественных организаций и родительских комитетов, сотрудники Министерства и подведомственных организаций Министерства, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудников Министерства. Комиссию возглавляет вице-министр образования и науки Республики Казахстан.
  4. Комиссией, формируемой при школе, осуществляются следующие мероприятия:

1) проведение разъяснительных работ для обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;

2) формирование и направление в филиал НЦТ списков обучающихся 11 (12) класса, сдающих итоговую аттестацию с указанием перечня предметов, выбранных обучающимися 11 (12) класса, в срок до 1 марта текущего года;

3) организация работы по проведению итоговой аттестации, а так же подготовке обучающихся к итоговой аттестации;

4) рассмотрение письменных экзаменационных работ и заслушивание устных экзаменационных ответов, проверка результатов тестирования обучающихся 9 (10) и 11 (12) классов, в том числе претендующих на получение аттестатов об общем среднем образовании с отличием и «Алтын белгі»;

5) после завершения письменных экзаменационных работ, тестирования и заслушивания устных экзаменационных ответов направляет электронный вариант Протокола в отделы или управления образования;

6) выдача и использование результатов тестирования;

7) перевод баллов результатов тестирования в оценки в соответствии со Шкалой перевода баллов тестирования в оценки аттестата о среднем общем образовании согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

8) рассмотрение обоснованности предложений, поступивших на апелляцию и принятие решения.

  1. Комиссиями, формируемыми при районном, городском отделе образования, управлении образования, Министерстве, осуществляются следующие мероприятия:

1) проведение информационно-разъяснительной работы среди обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;

2) организация работы по проведению итоговой аттестации;

3) рассмотрение обоснованности предложений, поступивших на апелляцию и принятие окончательного решения.

  1. Заключительное заседание Комиссии, формируемой при школе по подведению итогов работы и принятию решения об утверждении списка обучающихся, награждаемых знаком «Алтын белгі», проводится не позднее 12 июня текущего года.
  2. Списки обладателей аттестатов об основном среднем образовании с отличием, аттестатов об общем среднем образовании с отличием и об общем среднем образовании «Алтын белгі» и знака «Алтын белгі» утверждается приказом директора школы.
  3. Управления образования и республиканские школы предоставляют в Министерство итоговые данные о результатах итоговой аттестации обучающихся не позднее 1 июля текущего года.
  4. Результаты итоговой аттестации обучающихся обсуждаются на педсовете при участии всех членов Комиссии, формируемой при школе, по итогам работы за учебный год в августе месяце текущего года. Педсовет принимает меры по улучшению качества учебно-воспитательной работы.

 

Приложение 1

к Типовым правилам проведения

текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации обучающихся

в организациях образования, реализующих

общеобразовательные учебные программы

начального, основного среднего,

общего среднего образования

 

 

 

 

 

Шкала перевода баллов в оценки

 

Процентное содержание баллов в 1 классе (%) Процентное содержание баллов во 2-11 (12) классах (%) Оценка
0-20 0-39 неудовлетворительно — «2»
21 — 50 40 — 64 удовлетворительно — «3»
51 — 80 65 — 84 хорошо — «4»
81 — 100 85 — 100 отлично — «5»

 

Приложение 2

к Типовым правилам проведения

текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации обучающихся

в организациях образования, реализующих

общеобразовательные учебные программы

начального, основного среднего, общего среднего образования

 

 

Шкала перевода баллов внешнего оценивания результатов обучения выпускников АОО «НИШ» и итоговых оценок победителей в баллы сертификата ЕНТ

 

Предметы Для победителей Для выпускников АОО «НИШ»
3 (удовлетворительно) 4 (хорошо) 5 (отлично) U (1) E (2) D (3) C (4) B (5) A (6) A* (7)
1 Казахский язык (грамотность чтения) 12 16 20 6 9 12 15 17 19 20
2 Казахский язык (профильный предмет) 24 32 40 12 18 24 30 34 38 40
3 Русский язык (грамотность чтения) 12 16 20 6 9 12 15 17 19 20
4 Русский язык (профильный предмет) 24 32 40 12 18 24 30 34 38 40
5 История Казахстана 12 16 20 6 9 12 15 17 19 20
6 Математика (математическая грамотность) 12 16 20 6 9 12 15 17 19 20
7 Математика (профильный предмет) 24 32 40 12 18 24 30 34 38 40
8 Профильные предметы 24 32 40 12 18 24 30 34 38 40

 

* Наивысший результат

 

Приложение 3

к Типовым правилам проведения

текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации обучающихся

в организациях образования, реализующих

общеобразовательные учебные программы

начального, основного среднего,

общего среднего образования

 

Форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол
экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на
уровнях основного среднего и общего среднего образования
по ___________________________________ в ________________________

(наименование учебного предмета) (наименование школы)

_______________________________________________________________

(наименование города (села))

_______________________________________________________________

(наименование района)

_________________________________области Республики Казахстан.

 

В состав экзаменационной комиссии входят:

____________________________________________________________________

Ф. И. О. (при его наличии) председателя экзаменационной комиссии

____________________________________________________________________

Ф. И. О. (при его наличии) экзаменатора

____________________________________________________________________

Ф. И. О. (при наличии) ассистентов

Пакет с экзаменационными материалами, присланный из управления образования

(Министерства) вскрыт в _____ час. ____ мин.

Экзаменационный (тестовый) материал, присланный в пакете, прилагается к

настоящему протоколу.

На экзамен (тестирование) явились:

____________________________________________________________________

(Ф.И.О. (при его наличии) обучающихся)

На экзамен (тестирование) не явились:

_____________________________________________________________

(Ф.И.О. (при его наличии) обучающихся)

Экзамен(тестирование) начался в ____час. ____ мин.

Экзамен (тестирование) закончился в ___час. ____мин.

По результатам экзамена (тестирования) выставлены следующии оценки:

 

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) экзаменующегося Тема и вариант письменной работы, № билета Экзаменационная оценка (прописью) Годовая оценка (прописью) Итоговая оценка (прописью)
1
2

 

Особые мнения членов экзаменационной комиссии об оценках ответов отдельных обучающихся:

_________________________________________________________________

Дата проведения экзамена (тестирования) «___» __________20__ г.

Дата внесения в протокол оценок «___»__________ 20__ г.

Председатель Комиссии ___________________ ___________

Ф.И.О. (при его наличии)                                        подпись

Экзаменующий учитель ___________________ ___________

Ф.И.О. (при его наличии)                                       подпись

Ассистенты ___________________ ___________

Ф.И.О. (при его наличии)                   подпись

___________________ ___________

Ф.И.О. (при его наличии) подпись

 

Примечание: аналогичный электронный вариант Протокола используется наравне с бумажным вариантом.

 

Приложение 4

к Типовым правилам проведения

текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации

обучающихся в организациях образования,

реализующих общеобразовательные учебные

программы начального, основного среднего,

общего среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала перевода баллов тестирования в оценки аттестата об общем среднем образовании

 

№ п/п Предмет 2 (неудовлетворительно) 3 (удовлетворительно) 4 (хорошо) 5 (отлично)
1 Казахский язык для школ с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения 0 — 8 9 — 24 25 — 32 33 — 40
2 Русский язык для школ с казахским языком обучения 0 — 8 9 — 24 25 — 32 33 — 40
4 Геометрия 0 — 12 13- 36 37 -48 49 — 60
5 Физика 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
6 Химия 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
7 Биология 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
8 География 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
9 Всемирная история 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
10 Русская литература 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
11 Казахская литература 0 — 12 13 — 36 37 -48 49 — 60
12 Английский язык 0 — 8 9 — 24 25 — 32 33 — 40
13 Французский язык 0 — 8 9 — 24 25 — 32 33 — 40
14 Немецкий язык 0 — 8 9 — 24 25 — 32 33 — 40
15 Информатика 0 — 6 7 — 13 14 — 20 21 — 27